Ответы к государственному экзамену для специализации: «Экономика в СКС и туризме»
Стратегии, используемые в ценообразовании различаются в зависимости от ряда критериев:
- дифференцированное ценообразование (пространственное ,персонифицированное, количественное и т.д.)
- конкурентное;
- ассортиментное (ценовые линии, неокругленные цены и т.д.)
- географическое (с учетом расположения точек производства и реализации);
- стимулирующее (различные виды скидок).
Методика ценообразования может быть представлена такой последовательностью действий:
- подсчитать себестоимость продукции;
- определяется возможный спрос на продукцию при установлении цены;
- прогнозируется реакция конкурентов на разные цены;
Этапы ценообразования:
Процесс ценообразования можно разбить на шесть этапов:
- постановка задач ценообразования: стратегия ценообразования зависит от целей, которые преследует фирма. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. Примерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара.
- Определение влияния внешних факторов на цену
- Оценка издержек
- Анализ товаров и цен конкурентов (на установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции: фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов)
- Выбор метода ценообразования
- Установление окончательной цены с учетом рыночной корректировки.
Виды цен и их регулирование.
В условиях рыночной экономики цены различаются по особенностям купли продажи товаров. Представим наиболее общее представление о практикуемых ценах.
«Базисная цена» используется для определения сорта или качества товаров (услуг) и согласовывается на переговорах между покупателем и продавцом.
«Фактурная цена» (цена купли-продажи), определяется условиями поставки, согласованными в контракте.
«Мировая цена», определяемая в зависимости от вида товара: по одним товарам – уровнем цен стран-экспертов, по другим – ценами бирж (аукционов) ,а по готовым изделиям – ценами ведущих фирм мира.
«Номинальная цена» - денежные цена товаров, публикуемые в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках.
«Оптовая цена» - цена, по которой товар поставляется крупными партиями.
«Договорная цена», которая устанавливается по согласованию сторон на определенные объемы продукции и сроки ее поставки, в течение которых цена не должна меняться.
Экономисты выделяют четыре типа рынков, каждый из которых ставит проблемы в области ценообразования.
Чистая конкуренция
Состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое количество товара по этой рыночной цене. Уровень цен на данном рынке формируется только под воздействием спроса и предложения.
Монополистическая конкуренция
Состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателем разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга, качеством, свойствами, внешним оформлением.
В краткосрочный период производитель на рынке монополистической конкуренции стремиться максимизировать свою прибыль и минимизировать свои убытки. Достигнуть эти цели производитель может только при производстве определенного количества продукции. Необходимый объем продукции в условиях монополистической конкуренции определяется путем пересечения графика предельного дохода и предельных издержек
Олигополистическая конкуренция.
Состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования друг друга. Товары могут быть схожими, а могут быть и несхожими. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Олигополист никогда не испытывает уверенности ,что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены ,конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.